Тести для класного колективу

Памятка для классных руководителей
по использованию портфолио в качестве диагностического средства

Цель данной работы: - исследовать уровень воспитанности учащихся
 
Методы исследования: устный опрос
      
Тест            "Размышляем о жизненном опыте".
(составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой).

         Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
         Ход проведения.
1.     Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву "ю"- юноша, "д"- девушка).
2.     Предварительно   подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов
3.     Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности , искренности, откровенности.
4.     Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
5.     Учащимся предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
 Учащимся объясняется, что изучается жизненный опыт
         Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками  в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить  в процентном отношении к общему числу учащихся.
         Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключается.
         Показателем, свидетельствующим о нравственной достаточной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа 1. Сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.
Графа 2. Сосчитать* на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.
Графа 3. Сосчитать* на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.

         Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа 1. Сосчитать* на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31.
Графа 2. Сосчитать* на вопросы 1,4,6,9,11,19,27,29,30.
Графа 3. Сосчитать* на вопросы 14,15.

         Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивым, импульсивном поведении, является количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.




Тест «Размышляем о жизненном опыте».

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
А) обойду, не потревожив;
Б) отодвину и пройду;
В) смотря, какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприятного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?    
    А) ничего, какое мое дело?
Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства.
В) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
А) тороплюсь в школу;
Б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;
В) останавливаю прохожих, звоню в больницу...
4. Ваши знакомые переезжают в новый дом. Они старые. Что делаете?
А) предложу свою помощь;
Б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;                                    
В) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос.
  А) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное   время?
   Б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
   В) не знаю, может быть тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
А) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
Б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
В) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Убирая посуду, Вы находите деньги. Что делаете?
А) они мои, раз я их нашел;
Б) завтра спрошу, кто потерял;
В) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете? 
    А) на шпаргалки, конечно: экзамен- это лотерея;
Б) на усталость учителя: авось, пропустит;
 В) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
А) найду что-нибудь рядом с домом;  
 Б) поищу высокооплачиваемую работу;
В) хочу создавать нечто ценное на земле.
10 Какой вид путешествий Вы выберете из трех видов, которые Вам предлагают? '   
А) по России
    Б) по экзотическим странам;                           
    В) по одной из ведущих капиталистических стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримите?
А) проболтаюсь немного, потом видно будет;
Б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?  
  А) соглашусь с благодарностью.
Б) сначала узнаю, скольким он обеспеченной таким образом существование;
В) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит?
     А) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
      Б) выполняю, конечно;
      В) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать;
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом?
А) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
 Б) не знаю, как придется;
В) зачем говорить, пусть решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
А) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
Б) сижу и жду, когда кто-нибудь назовет мою фамилию;
В) жду, что скажет мой товарищ.
   16 Вы с товарищами собрались ехать на природу в солнечный теплый день. Вдруг Вам сообщают, что надо
отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
А) еду на природу согласно плану;
Б) не еду, остаюсь, конечно;
В)  жду, что скажет мой товарищ.
 17 Вы решили завести собаку. Что из трех вариантов Вас устроит?
А) бездомный щенок;
Б) взрослый пес с известным Вам нравом;
В) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
А) напомню о праве на отдых;
Б) делаю, раз надо;
В) посмотрю, что скажут другие.
19. С Вами разговаривают с оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
А) отвечаю тем же;
      Б) не замечаю, это не имеет значения;
        В) разрываю связь.
20. Вы плоховато играете на гитаре (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
        А) играю, конечно;
           Б) разумеется, не играю;
        В) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
                   А) самому (самой) приготовить все блюда;
                   Б) закупить полуфабрикаты в магазине;
                   В) пригласить гостей на кафе.
22 Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
А) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
Б) обеспокоен, строю планы самообразования;
В) я буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствую, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей?
          А) ужасно завидую, мне неудобно;
          Б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства
           В) я, как  все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать
им подарок. Что делаете?
 А) отдаю- здоровье дороже;
Б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет...;
  В) подарков не отдают.
25  Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
   А) о новогодних подарках;
   Б) о каникулах и свободе;
       В) о том, как жил и как буду жить в новом году.
26  Какова роль музыки в Вашей жизни?
А) она мне нужна для танцев;
Б) она мне доставляет удовольствие в духовном плане;
В) она мне просто не нужна.
27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
А) снятся родные места;
Б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
В) не замечал, не замечала.
28. При просмотре информационных программ портится ли иногда ваше настроение?
А) нет, если дела идут хорошо;
Б) да, в настоящее время довольно часто;
В) не замечал, не замечала.
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
А) отбираю интересное и приношу;
Б) ненужных книг у меня нет;
В) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать 5 дорогих Вам мест на земле, 5 дорогих вам исторических событий, 5 дорогих Вам имен великий людей?
А) да, безусловно могу;
Б) нет, на свете много интересного;
 В) не задумывался (не задумывалась), надо бы подсчитать.
31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
А) у этого человека был, конечно, свой интерес;
Б) человеку просто повезло прославиться;
В) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
( разработана доцентом А.А.Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.          Я иду утром в школу с радостью.
2.          В школе у меня обычно хорошее настроение.
3.          В нашем классе хороший классный руководитель.
4.          К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5.          У меня есть любимый учитель
6.          В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7.          Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8.          У меня есть любимые школьные предметы
9.          Я считаю, что школа по-настоящему готовит меняя к самостоятельной жизни.
10.       На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных : показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У)  является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности,
 если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Диагностика нравственной воспитанности

Диагностика нравственной воспитанности (5-7 классы)
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:
Ключ положительных ответов:
1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень

1. « Методика оценки уровня общительности учителя »
В.Ф. Ряховского.

Цель: определить уровень общительности.
Материал и оборудование: текст «Методики оценки уровня общительности учителя» В.Ф. Ряховского, карандаш или ручка и тетрадь для записей.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
1.     Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2.     Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3.     Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4.     Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.     Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.     Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.     Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.     Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9.     В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10.  Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.  Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в «хвост» и будете томиться в ожидании?
12.  Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.  У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужых мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14.  Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступить в спор?
15.  Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16.  Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, нежели в устной?
Обработка результатов. «Да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Полученные баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.
Интерпретация. 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельный, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положится в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 баллов. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и меньше. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника и т.д.

Тест 2 «Умеете ли вы слушать?»

Цель: определить степень развития умения слушать
Материал и оборудование: текст тестовой методики: «Умеете ли вы слушать» и бланк ответов, карандаш или ручка и тетрадь для записей
Инструкция: На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
- «почти всегда» - 2 балла,
- «в большинстве случаев» - 4 балла,
- «иногда» - 6 баллов,
- «редко» - 8 баллов,
- «почти никогда» - 10 баллов.

1.     Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема или собеседник неинтересны вам?
2.     Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3.     Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4.     Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестными или малознакомыми вам человеком?
5.     Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
6.     Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7.     Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8.     Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
9.     Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10.  Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?
Обработка результатов и интерпретация. Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей – 55.
«Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)»
Цель: Выявление коммуникативных и организаторских способностей личности.
Материал и оборудование: текст опросника «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)»
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Инструкция: Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики – 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
1.     Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2.     Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
3.     Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиняемой вам кем-либо из ваших товарищей?
4.     Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5.     Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
6.     Часто ли вам удается склонить большинство своих друзей к принятию ими вашего мнения?
7.     Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8.     Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?
9.     Легко ли вам устанавливать контакты с людьми, которые гораздо старше вас по возрасту?
10.  Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11.  Трудно ли вам включатся в новые для вас компании (коллективы)?
12.  Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13.  Легко ли вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14.  Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15.  Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.  Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17.  Стремитесь ли вы при удобном случае побеседовать или познакомиться с новым человеком?
18.  Часто ли решение важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19.  Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20.  Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21.  Нравится ли вам постоянно находиться  среди людей?
22.  Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23.  Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.  Правда ли, что вы утомляетесь от общения с товарищами?
25.  Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.  Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27.  Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28.  Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.  Полагаете ли вы, что вам не составляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30.  Принимаете ли вы участие в общественной работе?
31.  Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
32.  Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33.  Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
34.  Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.  Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-то большой группе людей?
36.  Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.  Верно ли, что у вас много друзей?
38.  Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39.  Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.  Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация.

Коммуникативные склонности:

(+) Да  1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
(-) Нет 3, 7, 11, 15,19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские склонности:

(+) Да  2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.


Методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива”
Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
“Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами.
Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Буквы означают:
н - никто
м- меньшинство
п-половина
б-большинство
в-все

НМПБВ

Свои слова подтверждают делом
НМПБВ

Все вопросы решают сообща
НМПБВ

Правильно понимают трудности, стоящие перед классом
НМПБВ

Радуются успехам товарищей
НМПБВ

Помогают новичкам, ребятам из младших классов
НМПБВ

Не ссорятся, когда распределяют обязанности
НМПБВ

Знают задачи, стоящие перед классом
НМПБВ

Требовательны к себе и другим
НМПБВ

Личные интересы подчиняют интересам коллектива
НМПБВ

Принципиально оценивают успехи коллектива
НМПБВ

Искренне огорчаются при неудаче товарища
НМПБВ

К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования
НМПБВ

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе
НМПБВ

Знают итоги работы коллектива
НМПБВ

Сознательно подчиняются дисциплине
НМПБВ

Не остаются равнодушными , если задеты интересы класса
НМПБВ

Одинаково оценивают общие неудачи
НМПБВ

Уважают друг друга
НМПБВ

Радуются успеху новичков и ребят из других классов
НМПБВ

Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива
НМПБВ

Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
НМПБВ

По-хозяйски относятся к общественному добру
НМПБВ

Поддерживают принятые в классе традиции
НМПБВ

Одинаково оценивают справедливость наказаний
НМПБВ

Поддерживают друг друга в трудные минуты
НМПБВ

Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов
НМПБВ

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
НМПБВ

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга”
На доске изображается шкала возможных ответов
Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.
Обработка и интерпретация полученных данных.. для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:
в- 4 балла
б-3 балла
п-2 балла
м-1 балл
н-0 баллов
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности
Фамилия, имя
ответы
Сумма баллов
Кол-во ответов

1
2
3
4
27
28


Итого:









Показателем эталонности общности в восприятии е членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.
Принято считать, если М составляет не менее 75 : от максимально возможной оценки ( в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50-74 % ( 2<M<3) или менее 50 % ( М<2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровне эталонности общности в восприятии ее членов.




Анкеты "День за днем" и "Мнение" для проведения рефлексии
«здесь и теперь»

«День за днем!»
Не спеши. Остановись. Подумай.
Как прожит этот день?
Обозначь свое настроение в конце дня:
J - восторженное
K - спокойное
L - плохое

Что больше всего повлияло на твое настроение во время занятия?
(укажи соответствующую цифру)
1 – содержание дел
2 – твоя роль в общих делах группы
3 – твои отношения с товарищами
4 – твои отношения с ведущим
5 – твое отношение к предпочитаемому сверстнику
 


Каковы были твои отношения с товарищами в течение занятия?
(поставь условные знаки)
= - ровные
« - конфликтные
| | - безразличные
+ - уважительные
х - неуважительные
Какую позицию ты занимал
во время занятия?
(поставь соответствующий значок)
$ - пассивный созерцатель
$$ - активный участник
$$$ - знаток, умелец
$$$$ - инициатор
$$$$$ - организатор
Твой личный итог дня
(обозначь заглавной буквой)
О – открыл в себе новое
Н – научился…
П – преодолел в себе (себя)
И – изменил точку зрения (свою позицию)
В - влюбился

"Мнение"

Я ___________________________                         Дата ____________________

1.               Степень твоей включенности (обведи кружочком соответствующий балл)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.               Что мешает тебе быть более включенным в деятельность?
____________________________________________________________________
3.               Основные ошибки твоей работы в группе?
§    Отношение к себе
§    Отношение в группе
§    Отношение к ведущему
4.               Что больше всего понравилось на занятиях?
____________________________________________________________________
5.               Что тебе не понравилось и почему?
____________________________________________________________________
6.               Твои пожелания на будущее (по содержанию, форме занятий и т.п.)
Основные отношения
Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к береж-ному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстни-кам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Развитая добрая воля
3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Методики изучения эффективности воспитательного процесса

Аспекты изучения
Диагностические средства
1.
Сформированность познавательного потенциала личности уч-ся
-  Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
-   Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
-      Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР)
-  Методы экспертной оценки педагогов и самооценки уч-ся
-  Педагогическое наблюдение
2.
Сформированность нравственного потенциала личности уч-ся
-  Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности
-    Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности
-  Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности уч-ся.
-   Методика Дембо
-  Педагогическое наблюдение
3.
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе
-  Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
-  Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
4.
Сформированность общешкольного коллектива.
-  Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (СПСК)
-  Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления.».
-  Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

ТЕСТ 5. "Кто ты: ведущий или ведомый?"
Одно из профессиональных важнейших качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.
Таблица 4

да
нет

да
нет

да
нет
1
5
0
5
5
0
9
0
5
2
0
5
6
5
0
10
5
0
3
5
0
7
5
0
11
5
0
4
5
0
8
0
5
12
5
0






13
5
0
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

ТЕСТ 6. "Прежде чем стать классным руководителем…"
Вам следует выбрать один из трех возможных вариантов поведения в предлагаемых ситуациях. Отвечайте сразу, не раздумывая.
1. Что в жизни лучше:
а) быть капитаном торгового корабля; 6) космонавтом; в) игроком?
2. Если Вы видите человека в опасности, Вы:
а) бросаетесь его спасать, даже рискуя жизнью;
6) просчитываете все возможные варианты;
в) бежите за помощью?
3. Какая из следующих игр Вам больше нравится:
а) карты; б) бильярд; в) мозаика?
4. Если зазвонил телефон, Вы думаете, что:
а) звонят по поводу работы; б) звонят друзья; в) случилось несчастье?
5. Если предстоит важное собрание, Вы:
а) отправляетесь одетым как обычно;
б) тщательно выбираете одежду;
в) думаете только о деле?
6. Когда пожилой человек рассказывает о прошлом, Вы:
а) хотите знать больше подробностей; б) скучаете; в) прерываете его?
7. В компании Вы обычно:
а) веселитесь; б) скучаете; в) думаете о своих неприятностях?
8. Если предстоит поездка, Вы:
а) оповещаете об этом своих близких;
6) ничего не говорите им;
в) вскользь упоминаете, что поедете куда-то?
9. Если Вы попали в затруднительное положение, Вы:
а) обсуждаете это с коллегами и друзьями;
б) делитесь в семье;
в) ничего никому не говорите?
10. Если Вы собираетесь приобрести картину, какую бы Вы выбрали:
а) абстрактную; б) импрессионистскую; в) реалистическую?
11. Вы замечаете, что с рабочего стола исчез нужный Вам предмет. Вы:
а) ищете его;
б) думаете, что его кто-то украл;
в) сразу забываете об этом и продолжаете работу?
12. Вы располагаете свободным временем в незнакомом городе. Вы:
а) посещаете музей;
б) рассматриваете карту города, решая, куда пойти;
в) возвращаетесь в гостиницу отдохнуть?
13. Если возник спор, Вы:
а) настаиваете на своем, пока собеседник не сдастся;
б) ищете компромиссное решение;
в) уступаете упорству другого?
14. Перед старой семейной фотографией:
а) Вы испытываете сильное волнение;
б) она кажется Вам смешной;
в) Вам почему-то становится неприятно?
15. Перед совещанием Вы замечаете, что забыли важные документы:
а) быстро возвращаетесь, чтобы их взять;
б) доверяете своей памяти и способности импровизировать;
в) отказываетесь участвовать в переговорах?
16. Вы проснулись на заре:
а) чувствуете себя бодрым;
б) завидуете тому, кто еще спит;
в) работаете без особых усилий?
17. Чем Вы заполняете свое свободное время:
а) спортом; б) встречей с друзьями; в) чтением?
18. В ситуации экономического кризиса в стране Вы будете:
а) искать способ извлечь выгоду;
б) беспокоиться о его социальных последствиях;
в) ждать развития событий?
19. Вы предпочитаете:
а) быть наедине с собой; 6) находиться в семье; в) среди других людей?
20. В снежную бурю только Ваша машина остается на ходу. Вы:
а) продолжите путь, не заботясь о других;
б) заберете столько человек, сколько уместится в машине;
в) возьмете только тех, кто принадлежит к числу Ваших знакомых?
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 5.
Таблица 5

а
б
в

а
б
в

а
б
в
1
10
5
3
8
10
3
5
15
5
10
3
2
5
10
3
9
3
5
5
16
10
3
5
3
5
10
3
10
3
10
5
17
5
10
3
4
3
10
5
11
5
3
10
18
10
3
5
5
5
10
3
12
5
3
3
19
3
5
10
6
10
3
5
13
5
10
3
20
3
10
5
7
10
3
5
14
10
5
3





Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
200 - 140 баллов. Вы имеете все возможности достичь успеха в работе. У Вас налицо равновесие между инстинктом и разумом, между частной и общественной жизнью, размышлениями и действиями;
139 - 70 баллов. Вы располагаете необходимыми качествами, чтобы утвердиться в коллективе. Однако должны контролировать себя и не позволять тлеющим подсознательно конфликтам влиять на Ваши отношения с коллегами и учащимися;
69 - 60 баллов. Вам нужно больше верить в себя и больше раскрываться перед людьми. Так Вы сможете полностью реализовать свои способности.













Социальный паспорт личности ребенка
1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные:
фамилия, имя,
дата рождения,
класс, школа,
домашний адрес.
2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
полная,
один из родителей,
распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
отец,
мать,
другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
уважительные,
напряженные,
конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
доверительно-уважительные,
авторитарные,
конфликтные.
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
на учебную деятельность,
на трудовую деятельность,
на художественно-эстетическую деятельность,
на достижения в спорте, туризме,
на отношения между людьми.
2. Активность:
активно участвует во всех общественных делах,
не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
редко принимает участие в общественных делах,
отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
часто не выполняет в срок порученное ему дело,
очень редко выполняет порученное ему дело,
никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
редко сам начинает новое дело,
никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Общительность:
всегда охотно вступает в контакт с людьми,
стремится общаться с ограниченным кругом людей,
предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости,
выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,
постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
7. Решительность:
в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
иногда колеблется перед ответственным решением,
редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
пользуется авторитетом только у части однокурсников,
пользуется авторитетом у отдельных учащихся,
авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
в группе ребята относятся к нему с симпатией,
пользуется симпатией у отдельных ребят,
в классе его не уважают.
3. Проявление агрессии:
использует физическую силу против сверстников и других лиц,
при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы).
5. Отклонения от социальных и  культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю:
злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ,
эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь и токсические вещества,
осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием опасности употребления алкоголя.
2. Отношение к курению:
неприятие курения,
осознанный, самостоятельный отказ от курения,
воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
эпизодическое курение,
закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
нормальная, живая, культурная речь,
избегание нецензурных выражений,
эпизодическое сквернословие,
сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.




Анкета для учащихся
Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Школа _________ Возраст ________________
•  Интересно ли тебе на уроках?
_______________________________________________________
•  Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?
_______________________________________________________
•  Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?
______________________________________________________________
•  Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?
______________________________________________________________
•  Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________
•  Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?
_________________________________________________________
•  Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________
•  Хотел(а) бы ты другого учителя? _________________________________________________________
•  Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:
    • чуткая – равнодушная,
    • заботливая – невнимательная,
    • строгая - мягкая,
    • добрая – злая,
    • справедливая – нечестная.
10. Нравится ли тебе в твоем классе?
_______________________________________________________________



Анкета для родителей
  • Фамилия, имя, отчество
___________________________________________________________________

•  Удовлетворены ли вы уровнем знаний, который получает ваш ребенок в школе?
_____________________________________________________
•  Помогает ли учитель справляться с трудностями, возникающими у вашего ребенка по ходу урока?
_____________________________________________________
•  Обращает ли внимание учитель на особенности вашего ребенка и учитывает ли их в своей работе?
_____________________________________________________
•  Водит ли учитель ваших детей в театр, на экскурсии?
_____________________________________________________
•  Дает ли учитель вам рекомендации по приготовлению домашних заданий?
_____________________________________________________
•  Помогает ли учитель разобраться детям в их конфликтах?
_____________________________________________________
•  Советуетесь ли вы с учителем по вопросам обучения и воспитания вашего ребенка?
_____________________________________________________
•  Хотели бы вы другого учителя?
_____________________________________________________
•  Подчеркните те слова, которые по вашему мнению подходят к вашему учителю:
чуткая – равнодушная, заботливая – невнимательная, строгая –
мягкая, добрая – злая, справедливая – нечестная.
10. Нравится ли вашему ребенку в его классе?
Обработка данных анкет учащихся 
Ответ "да" по всем вопросам, кроме № 8, оценивается в 1 балл (соответственно ответ "нет" по ним оценивается 0 баллов). По № 8 за ответ "нет" ставится 1 балл, за ответ "да" – 0 баллов. По № 9 подсчитываем сумму первых (позитивных) подчеркиваний (кроме пары антонимов "строгая-мягкая" – по ней позитивным ответом для детей считается выбор "мягкая"). Если она равна 3 и более, то ставим 1 балл напротив № 9.
Таким образом, максимальное среднее показателя позитивности отношения к учителю и к классу равно 1,0 баллу, минимальное – 0 баллов. Также по каждому вопросу подсчитываем групповое среднее по данным всех детей класса, в том числе и по общим суммам по всем вопросам каждого ребенка.

Обработка данных анкет родителей учащихся 
Ответ "да" по всем вопросам, кроме № 8, оценивается в 1 балл (соответственно ответ "нет" по ним оценивается 0 баллов). По № 8 за ответ "нет" ставится 1 балл, ответ "да" – 0 баллов. По № 9 подсчитываем сумму первых (позитивных) подчеркиваний (кроме пары антонимов "строгая-мягкая" – по ней позитивным ответом для родителей считается выбор "строгая"). Если она равна 3 и более, то ставим 1 балл напротив № 9.
Таким образом, максимальное среднее показателя позитивности отношения к учителю и классу равно 1,0 баллу, минимальное среднее – 0 баллов. Также по каждому вопросу подсчитываем среднее по данным всех родителей детей, в том числе и по общим суммам оценки каждого родителя.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий